Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, дорогой Гость ! | RSS
Маркиз
и другие...
Главная страница | Статьи | Регистрация | Вход
 
Начало » Статьи » Религия » Язычество

Груша, дерево млечного пути (продолжение).

Рог изобилия

Молочно-белые цветы груши, е` листья и ветки, которые, как отмечает ботаник М.И.Дементьева, при подмерзании дерева «приобретают молочный цвет с перламутровым блеском», делали е` в глазах древних воплощением кормящей матери-богини, проливающей божественное млеко — источник жизни во Вселенной.

Подобно верховным богиням древних восточных культов, Гера почиталась и в облике белой коровы. Гомер именовал е` «волоокой». Если на земле пролитыми каплями молока Геры-млекопитательницы считались лепестки груши, а в поднебесье — дождь («дождь в первобытных верованиях уподоблялся молоку, источником которого считалась женская грудь и коровье вымя», — отмечает этнограф Л.В.Покровская), то на небе — звёзды Млечного Пути.

«Однажды из белоснежной груди царицы богов излился поток молока и оставил свой цвет на небе; это место зовут млечным; название объясняет происхождение», — излагает старинную легенду древнеримский астроном Марк Манилий. У древних народов «Млечный Путь считался состоящим из креативного вещества и представлялся неким космическим рогом изобилия, из которого животворная субстанция струится вниз, делая плодородным мир».

Распахнутые врата

«Точки пересечения Млечного Пути с Зодиаком постоянны, — отмечает немецкий палеастроном М. Раппенглюк. — Созвездия Тельца и Близнецов, Скорпиона и Стрельца определяют область пересечения. Согласно древним воззрениям, эти области являются воротами для шаманов, душ, духов, богов, для их восхождения и нисхождения по линии Млечного Пути». И именно вокруг этих двух точек Зодиака группируются легенды, приметы, поверья, календарные праздники, связанные с Герой и её священным деревом.

«Помни, что по моему имени назван июнь», — напоминает Овидию в поэме «Фасты» римская Гера — Юнона. А у греков Гере был посвящен один из зимних месяцев — герайон.
«На этой дикой груше, — говорили Павсанию жители пелопоннесского селения, — сидят Диоскуры»: божества Кастор и Полидевк (Пол-луке), сыновья Зевса, почитавшиеся греками в образе созвездия Близнецов. «Вокруг древнейшей Великой матери танцевали Близнецы, юноши с оружием, Диоскуры», — пишет Дитер Лауэнштайн в монографии «Элевсинские мистерии». В летнем месяце Геры-Юноны Диоскуры танцевали на священных деревьях богини: «плоды завязываются на груше в конце мая, когда солнце находится в созвездии Близнецов» (Р.Грейвс).

Болгары в Иванов день делали большой венок, основой которого служила ветка груши: через него пролезали, чтобы быть здоровыми. На Ивана Купалу и на Рождество полесские, болгарские, чешские девушки бросали венки, обручи, кольца на грушу, гадая о суженом. На ужин в сочельник в Моравии, Словакии, Болгарии подавали сушёные груши, в Сербии вертел, на котором запекали мясо-печеницу, делали из грушевого дерева. Грушевыми дровами протапливали словаки печь перед выпечкой рождественского хлеба. Для бадняка — рождественского полена, приносящего счастье в новом году, в Болгарии и Македонии выбирали дикую грушу — дерево, которое даёт больше плодов, чтобы дом был плодовит, по законам древней магии плодородия.

Светлая горница

«Груша — дерево, наделённое в народной культуре признаками чистоты и святости, — пишет В.В.Усачева. — Южные славяне считают грушу святым деревом».

Сербы называли грушу горницей от горний—«вышний, высший, верхний, возвышенный» (В.И.Даль) и молились под ней Богу, говоря: «Грушенька — моя церковка». В Гевгелии почитали «Прачестину Крушу», под которой помещали причастие и совершали литургии. В Сербии во время крестного хода процессия обходила такие особо почитаемые деревья кругом, и священник вырезал на них крест или обновлял прошлогодний. Словаки сажали груши близ часовен и придорожных крестов.
Считается, что она защищает окружающее пространство от всего злого. Болгары верят, что в тени груши не могут пребывать змеи и злые духи.

По русской апокрифической легенде, Иуда Искариот, решив повеситься, пытался приладить веревку к груше, но она ощетинилась колючками и не подпустила предателя к себе. Среди сортов груш есть и Епископская, и названные по именам святых. Традиционный зачин восточнославянских и чешских заговоров: «Стоит грушка в чистом поле, а под ней двенадцать апостолов сидят». Белорусы верили, что на груше отдыхает Богородица — «Прачиста Матка», когда сходит на землю.



Источник: журнал "Наука и Религия"
Категория: Язычество | Добавил: Alina (2007-03-08) | Автор: Вера Бегичева
Просмотров: 1374

Поиск по сайту

Разделы
рассказов и статей
Христианство [3]
Язычество [5]
Священные идолы, жмвотные, деревья и другие верования времён язычества.

Фотофантазии

Форма входа
Логин:
Пароль:

Cлучайное фото

Статистика

© 2006-2024 Alina Markova