Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, дорогой Гость ! | RSS
Маркиз
и другие...
Главная страница | Статьи | Регистрация | Вход
 
Начало » Статьи » Религия » Язычество

СИРЕНЬ. ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ.
Слово сирень происходит от древнегреческого сейрен «очарование». Да и можно ли назвать её иначе?
«С сиренью связано у нас воспоминание о весне, о чудном месяце мае. Покрытая в это время тысячами кистей своих белых и лиловых цветов, она, подобно цветочному морю, заливала весь сад, и её упоительный запах разносился по всей окрестности», — писал Н.Ф.Золотницкий в книге «Цветы в легендах и преданиях» (1914).

Это листопадное дерево семейства маслиновых с метельчатыми соцветиями-кистями, в каждой из которых может быть от ста до тысячи белых или лиловых цветков, с сухими плодами-коробочками, со странным стволом, который с годами, в старости, приобретает причудливую форму, часто даже закручиваясь против часовой стрелки, привлекает ярких бабочек, зелёных жуков-бронзовок, пчёл: его цветы не только красивы и нежно пахнут, но и дают много нектара. Эфирное масло этих цветов высоко ценится в парфюмерии, их настой — в народной медицине. Твёрдая, тяжелая, очень прочная древесина красивого фиолетово-бурого цвета хорошо полируется; в старину из неё изготавливали чубуки и другие резные поделки. Студеной снежной зимой такой чубук напоминал хозяину о весенних дивных гроздьях, о прекрасном мае...


РАЙ-ДЕРЕВО

Сирень — растение загадочное. В естественных условиях оно произрастает в трёх взаимоудаленных горных областях: Балкано-Карпатской, Западно-Гималайской и Восточно-Азиатской. Ни в одну из них она не занесена извне: эти три горных массива составляли единый монолит в третичном периоде геологической истории Земли (70—3,5 млн. лет до н. э.), протянувшемся от мезозоя, когда жили динозавры, до антропогена — появления человека; именно в этом историческом «зазоре» родилась красавица сирень. Разделились три её высокогорных «дома» в результате мощных природных катаклизмов в самый канун ант-ропогена.
Старинное русское название сирени — рай-дерево, дерево райского сада. Когда первые люди обозрели духовными очами природный Божий сад Земли, она уже цвела в этом саду.
Её пьянящий весенний аромат вдыхали спасавшиеся на горных кручах от Великого Потопа; в Карпатах сохранилась легенда о том, как во время Потопа юнак-пастух дал обет Богу, что принесёт себя в жертву, лишь бы бедствие прекратилось и не сгинул род людской. И, едва вымолвив это, увидел, что горный склон покрыт не яростными волнами, а кустами в невиданных лиловых цветах, как море, затопивших все вокруг...

Карпаты располагаются в зоне славянского этногенеза. Здесь, по свидетельству арабского географа и путешественника ал-Масуди (X в.), стояли храмы славянских языческих богов, украшенные самоцветными камнями, переливавшимися, как её душистые кисти. Имя сирени на Востоке в древности и средневековье лилак происходит от древнеиндийского нилас — «темно-синий» (ср. русское народное ее название синель), от него в русском языке слова лиловый, лиловеть, болгарские имена Лилян, Лиляна, Лила («цветок сирени»). В славянском мифологическом сознании (не в воспоминание ли о временах Потопа?) образ весеннего сиреневого моря связывался со стихией воды; ещё одно народное русское её название — сырень. О том же свидетельствует и само это выражение — «море сирени». И не оттого ли — не от синего ли моря времён Потопа, над чьими волнами она цвела, как надежда, не дающая впасть в отчаяние и уныние, — её древнейшее «синее» имя нилас/лилак в индоевропейских языках?


ШЕМАХАНСКАЯ ЦАРИЦА

Сирень называют «персидской княжной», «шемаханской царицей» — с древнейших времён благоухала она в садах грозных владык Востока. В Кашмирских садах Великих Моголов искусные садовники сажали кусты сирени в сочетании с ирисами, строгая форма которых эффектно контрастировала с первобытным хаосом её буйного цветенья.

В Иране её называли «лисий хвост» за форму лиловых соцветий-кистей и за красоту, сравнимую с красотой драгоценного меха пушного зверя.

Сирень — одна из древнейших садовых культур, известных в Византии и Турции. Из Стамбула — столицы Оттоманской Порты, где она украшала сады Сераля — Летнего дворца султана Сулеймана Великолепного, сирень в 1563 году пришла в Западную Европу.

Бельгиец Ангериус де Буусбек, посол австрийского императора Фердинанда I Габсбурга, привез её в Вену, и это редкостное восточное диво мгновенно вошло в моду при европейских дворах. Вскоре, в те же 1560-е годы, она украсила парк любимого загородного замка английской королевы Елизаветы I Тюдор — Нонсач; по сохранившемуся описанию, вокруг мраморных бассейнов парка росло шесть кустов сирени, отличавшейся замечательным запахом.

С сиренью в Англии связано множество поверий. Долгое время на Британских островах была известна лишь лиловая сирень, а первый куст белой сирени, по преданию, вырос в селении Уэй в Хартфордшире на могиле девушки, скончавшейся от несчастной любви. Ветку сирени прикалывали к своему камзолу или шляпе влюблённые в знак безнадежной страсти.

Неприхотливая, не боящаяся холодов, она обильно цветёт даже в Северной Европе, в Швеции и Норвегии. Множество романтических легенд было сложено о том, как она появилась на свет, множество поверий с нею связано.

Что такое счастье? Счастье — это цветок сирени с пятью лепестками вместо обычных четырёх. Изредка они встречаются на кустах белой сирени, еще реже — на кустах лиловой, поэтому лиловое счастье считается более сильнодействующим, приносящим большую удачу. Такие цветки засушивают и носят при себе как талисман или съедают. (Селекционеры, правда, вывели махровые сорта с цветками в 30 и более лепестков, но счастье, как известно, — не то, что легко дается в руки, и такие цветки засушивают лишь для гербариев.)

Дети, втыкая цветки сирени один в другой, делали из них гирлянды, цепочки, веночки, крестики.

Влюблённые ломали тяжелые цветущие ветки на букеты своим любимым и майскими ночами мечтали, гуляя по саду, вдыхая её аромат и слушая пенье соловья.
Первого мая, в праздник весны, цветами сирени украшали дома, убирали наряд Королевы Мая — самой красивой девушки городка или селенья.


КУСТЫ СИРЕН

К хрустальным туфелькам красавицы сирени, овеянной легендами и окруженной тайнами, пришедшей в европейскую культуру так поздно — на излете Средневековья; англичане, скандинавы, французы восхищенно сложили самые поэтические свои легенды, ей были отданы роли самых волшебных, чарующих, прекрасных героинь.

«Особенно она пришлась по вкусу в Германии, — пишет Н.Ф.Золотницкий. — Из неё делали здесь букеты, плели венки, и не встречалось почти дома, где бы весной она не служила украшением».
Называли её в Германии то флидер, холландер («бузина»; ср. одно из русских народных имен сирени — бузок), то поэтически — сирене, то есть сирена (отсюда русское сирень и пушкинское в «Евгении Онегине» о Татьяне Лариной: «Кусты сирен переломала»), — по имени сирен (греч. сейрен от сейр — «солнце»), прекрасных полуженщин-полуптиц древнегреческой мифологии (Сиринов славянского язычества), которые всех пленяли и своей красой, и своим чудесным пением — невозможно было, видя и слыша их, противиться их чарам...

СВИРЕЛЬ ПАНА

Сирень называют «поющим растением».
Латинское название Сиринга (от греч. сиринкс — «свирель») ей дали естествоиспытатели итальянец Маттиоли (1565) и швед Карл Линней (1753), потому, что цветки её напоминают трубочки, и «потому, что прямые ветки её имеют толстую сердцевину, которую легко выдавить, после чего ветка становится полой, как трубка», — указывает лингвист М.Фасмер. Пастухи исстари вырезали из неё трубчатые свирели. «Кому доводилось слышать мелодические звуки свирели, сделанной из сирени, тот никогда не забудет их звуки», — вспоминает очевидец.

«Некогда наша свирель была не свирелью, песни орудьем, а девой прекрасной с голосом нежным, — повествует Лонг в романе «Дафнис и Хлоя» (II в.). — Пасла она коз, с нимфами вместе играла и пела».

Согласно древнегреческому мифу, нимфу Сирингу полюбил козлоногий Пан, бог лесов и полей, пастухов, охотников и рыболовов. Спасаясь от преследований Пана, Сиринга превратилась в речной тростник, из которого влюблённый Пан вырезал семиствольную свирель-сирингу и никогда с нею не расставался. «И бывшая прежде девой прекрасной свирелью стала певучей», — заключает Лонг свой рассказ. С этой свирелью в руке лесной бог изображен на картине М.А.Врубеля «Пан» (1899).

Свирели древнегреческие пастухи вырезали не только из тростника, но и из дерева, так что, возможно, догадка итальянского и шведского ботаников не столь уж далека от истины. Да и образ красавицы нимфы скорее ассоциируется с прекрасным цветущим кустом, нежели с зарослями тростника. Оттого на картине М.А.Врубеля «Сирень» (1900) — парной к «Пану» — прекрасная Сиринга одновременно и девушка-нимфа, и сиреневый куст. Нимфа Сиринга на врубелевском полотне — одновременно и пленница прекрасного сиреневого куста, и его душа, пленительная и влекущая. Такой она представляется в мечтах и воспоминаниях врубелевскому Пану, сжимающему в руке семиствольную сирингу-свирель — все, что ему осталось на память о любимой...





Источник: журнал "Наука и Религия"
Категория: Язычество | Добавил: Alina (2008-02-21) | Автор: Вера БЕГИЧЕВА
Просмотров: 2569

Поиск по сайту

Разделы
рассказов и статей
Христианство [3]
Язычество [5]
Священные идолы, жмвотные, деревья и другие верования времён язычества.

Фотофантазии

Форма входа
Логин:
Пароль:

Cлучайное фото

Статистика

© 2006-2024 Alina Markova