Слово сирень происходит от древнегреческого сейрен — «очарование». Да и можно ли назвать её иначе?
«С сиренью связано у нас воспоминание о весне, о чудном месяце мае.
Покрытая в это время тысячами кистей своих белых и лиловых цветов, она,
подобно цветочному морю, заливала весь сад, и её упоительный запах
разносился по всей окрестности», — писал Н.Ф.Золотницкий в книге «Цветы
в легендах и преданиях» (1914).
Это листопадное дерево семейства маслиновых с метельчатыми
соцветиями-кистями, в каждой из которых может быть от ста до тысячи
белых или лиловых цветков, с сухими плодами-коробочками, со странным
стволом, который с годами, в старости, приобретает причудливую форму,
часто даже закручиваясь против часовой стрелки, привлекает ярких
бабочек, зелёных жуков-бронзовок, пчёл: его цветы не только красивы и
нежно пахнут, но и дают много нектара. Эфирное масло этих цветов высоко
ценится в парфюмерии, их настой — в народной медицине. Твёрдая,
тяжелая, очень прочная древесина красивого фиолетово-бурого цвета
хорошо полируется; в старину из неё изготавливали чубуки и другие
резные поделки. Студеной снежной зимой такой чубук напоминал хозяину о
весенних дивных гроздьях, о прекрасном мае...
РАЙ-ДЕРЕВО
Сирень — растение загадочное. В естественных условиях оно произрастает
в трёх взаимоудаленных горных областях: Балкано-Карпатской,
Западно-Гималайской и Восточно-Азиатской. Ни в одну из них она не
занесена извне: эти три горных массива составляли единый монолит в
третичном периоде геологической истории Земли (70—3,5 млн. лет до н.
э.), протянувшемся от мезозоя, когда жили динозавры, до антропогена —
появления человека; именно в этом историческом «зазоре» родилась
красавица сирень. Разделились три её высокогорных «дома» в результате
мощных природных катаклизмов в самый канун ант-ропогена.
Старинное русское название сирени — рай-дерево, дерево райского сада.
Когда первые люди обозрели духовными очами природный Божий сад Земли,
она уже цвела в этом саду.
Её пьянящий весенний аромат вдыхали спасавшиеся на горных кручах от
Великого Потопа; в Карпатах сохранилась легенда о том, как во время
Потопа юнак-пастух дал обет Богу, что принесёт себя в жертву, лишь бы
бедствие прекратилось и не сгинул род людской. И, едва вымолвив это,
увидел, что горный склон покрыт не яростными волнами, а кустами в
невиданных лиловых цветах, как море, затопивших все вокруг...
Карпаты располагаются в зоне славянского этногенеза. Здесь, по
свидетельству арабского географа и путешественника ал-Масуди (X в.),
стояли храмы славянских языческих богов, украшенные самоцветными
камнями, переливавшимися, как её душистые кисти. Имя сирени на Востоке
в древности и средневековье лилак происходит от древнеиндийского нилас
— «темно-синий» (ср. русское народное ее название синель), от него в
русском языке слова лиловый, лиловеть, болгарские имена Лилян, Лиляна,
Лила («цветок сирени»). В славянском мифологическом сознании (не в
воспоминание ли о временах Потопа?) образ весеннего сиреневого моря
связывался со стихией воды; ещё одно народное русское её название —
сырень. О том же свидетельствует и само это выражение — «море сирени».
И не оттого ли — не от синего ли моря времён Потопа, над чьими волнами
она цвела, как надежда, не дающая впасть в отчаяние и уныние, — её
древнейшее «синее» имя нилас/лилак в индоевропейских языках?
ШЕМАХАНСКАЯ ЦАРИЦА
Сирень называют «персидской княжной», «шемаханской царицей» — с
древнейших времён благоухала она в садах грозных владык Востока. В
Кашмирских садах Великих Моголов искусные садовники сажали кусты сирени
в сочетании с ирисами, строгая форма которых эффектно контрастировала с
первобытным хаосом её буйного цветенья.
В Иране её называли «лисий хвост» за форму лиловых соцветий-кистей и за
красоту, сравнимую с красотой драгоценного меха пушного зверя.
Сирень — одна из древнейших садовых культур, известных в Византии и
Турции. Из Стамбула — столицы Оттоманской Порты, где она украшала сады
Сераля — Летнего дворца султана Сулеймана Великолепного, сирень в 1563
году пришла в Западную Европу.
Бельгиец Ангериус де Буусбек, посол
австрийского императора Фердинанда I Габсбурга, привез её в Вену, и это
редкостное восточное диво мгновенно вошло в моду при европейских дворах. Вскоре, в те же 1560-е годы, она украсила парк любимого загородного
замка английской королевы Елизаветы I Тюдор — Нонсач; по сохранившемуся
описанию, вокруг мраморных бассейнов парка росло шесть кустов сирени,
отличавшейся замечательным запахом.
С сиренью в Англии связано множество поверий. Долгое время на
Британских островах была известна лишь лиловая сирень, а первый куст
белой сирени, по преданию, вырос в селении Уэй в Хартфордшире на могиле
девушки, скончавшейся от несчастной любви. Ветку сирени прикалывали к
своему камзолу или шляпе влюблённые в знак безнадежной страсти.
Неприхотливая, не боящаяся холодов, она обильно цветёт даже в Северной
Европе, в Швеции и Норвегии. Множество романтических легенд было
сложено о том, как она появилась на свет, множество поверий с нею
связано.
Что такое счастье? Счастье —
это цветок сирени с пятью лепестками
вместо обычных четырёх. Изредка они встречаются на кустах белой сирени,
еще реже — на кустах лиловой, поэтому лиловое счастье считается более
сильнодействующим, приносящим большую удачу. Такие цветки засушивают и
носят при себе как талисман или съедают. (Селекционеры, правда,
вывели махровые сорта с цветками в 30 и более лепестков, но счастье,
как известно, — не то, что легко дается в руки, и такие цветки
засушивают лишь для гербариев.)
Дети, втыкая цветки сирени один в другой, делали из них гирлянды, цепочки, веночки, крестики.
Влюблённые ломали тяжелые цветущие ветки на букеты своим любимым и
майскими ночами мечтали, гуляя по саду, вдыхая её аромат и слушая пенье
соловья.
Первого мая, в праздник весны, цветами сирени украшали дома, убирали
наряд Королевы Мая — самой красивой девушки городка или селенья.
КУСТЫ СИРЕН
К хрустальным туфелькам красавицы сирени, овеянной легендами и
окруженной тайнами, пришедшей в европейскую культуру так поздно — на
излете Средневековья; англичане, скандинавы, французы восхищенно
сложили самые поэтические свои легенды, ей были отданы роли самых
волшебных, чарующих, прекрасных героинь.
«Особенно она пришлась по вкусу в Германии, — пишет Н.Ф.Золотницкий. —
Из неё делали здесь букеты, плели венки, и не встречалось почти дома,
где бы весной она не служила украшением».
Называли её в Германии то флидер, холландер («бузина»; ср. одно из
русских народных имен сирени — бузок), то поэтически — сирене, то есть
сирена (отсюда русское сирень и пушкинское в «Евгении Онегине» о
Татьяне Лариной: «Кусты сирен переломала»), — по имени сирен (греч.
сейрен от сейр — «солнце»), прекрасных полуженщин-полуптиц
древнегреческой мифологии (Сиринов славянского язычества), которые всех
пленяли и своей красой, и своим чудесным пением — невозможно было, видя
и слыша их, противиться их чарам...
СВИРЕЛЬ ПАНА
Сирень называют «поющим растением».
Латинское название Сиринга (от греч. сиринкс — «свирель») ей дали
естествоиспытатели итальянец Маттиоли (1565) и швед Карл Линней
(1753), потому, что цветки её напоминают трубочки, и «потому, что
прямые ветки её имеют толстую сердцевину, которую легко выдавить, после
чего ветка становится полой, как трубка», — указывает лингвист
М.Фасмер. Пастухи исстари вырезали из неё трубчатые свирели. «Кому
доводилось слышать мелодические звуки свирели, сделанной из сирени, тот никогда не забудет их звуки», — вспоминает очевидец.
«Некогда наша свирель была не свирелью, песни орудьем, а девой
прекрасной с голосом нежным, — повествует Лонг в романе «Дафнис и Хлоя»
(II в.). — Пасла она коз, с нимфами вместе играла и пела».
Согласно древнегреческому мифу, нимфу Сирингу полюбил козлоногий Пан,
бог лесов и полей, пастухов, охотников и рыболовов. Спасаясь от
преследований Пана, Сиринга превратилась в речной тростник, из которого
влюблённый Пан вырезал семиствольную свирель-сирингу и никогда с нею
не расставался. «И бывшая прежде девой прекрасной свирелью стала
певучей», — заключает Лонг свой рассказ. С этой свирелью в руке лесной
бог изображен на картине М.А.Врубеля «Пан» (1899).
Свирели древнегреческие пастухи вырезали не только из тростника, но и
из дерева, так что, возможно, догадка итальянского и шведского
ботаников не столь уж далека от истины. Да и образ красавицы нимфы
скорее ассоциируется с прекрасным цветущим кустом, нежели с зарослями
тростника. Оттого на картине М.А.Врубеля «Сирень» (1900) — парной к
«Пану» — прекрасная Сиринга одновременно и девушка-нимфа, и сиреневый
куст. Нимфа Сиринга на врубелевском полотне — одновременно и пленница
прекрасного сиреневого куста, и его душа, пленительная и влекущая.
Такой она представляется в мечтах и воспоминаниях врубелевскому Пану,
сжимающему в руке семиствольную сирингу-свирель — все, что ему
осталось на память о любимой...
Источник: журнал "Наука и Религия" |