ЗА БАРХАНАМИ — ПРОШЛОЕ
В 1977 году известный наш археолог В.И.Сарианиди раскопал на севере
Афганистана, близ города Мазари-Шириф, знаменитый Тилля-Тепе, или Холм
сокровищ — один узел древнего шелкового «интернета», в котором
встречались южные, восточные и западные культуры: индийские, римские и
греческие монеты, золотая подвеска, изображающая гологрудую крутобедрую
Афродиту с крылышками, и фигурка греческого воина со щитом и в
македонском шлеме, и подлинная греческая печатка с изображением дочери
Зевса и надписью «AHIФA», которая читается, как и положено надписи на
печати, справа налево: АТИНА/АФИНА.
Но самыми удивительными находками были китайские бронзовые зеркала. По
иероглифам на них удалось установить время их изготовления — период
династии Хань (II век до нашей эры — II век нашей эры). На оборотной стороне иероглифический круг «подпирала» восьмилучевая
звезда, которая встречается и на ассирийских каменных рельефах, и в
священных изображениях Иерусалима.
О своих открытиях В.И.Сарианиди написал несколько интереснейших книг. А
значительно раньше, в 1968 году, я прочел в журнале «Вокруг света» его
статью об открытии Алтын-депе — еще одного, Золотого холма в Каракумах,
с памятниками неизвестной цивилизации — ровесницы цивилизаций Шумера в
Месопотамии и Хараппы в верховьях Инда. При раскопках Алтын-депе была
обнаружена фигурка женщины с процарапанной на ней, наподобие знаменитых
индийских чакр, восьми-лучевой звездой. Как известно, в Шумере этот
знак символизировал божество и небо.
В.И.Сарианиди писал тогда: «В Южной Туркмении обнаружили статуэтки с
более чем двадцатью знаками +, X и другими», «остатки храма», где среди
прочих находок внимание исследователей привлекла «мозаичная пластинка с
изображением креста и полумесяца».
Учёный приводит также описание захоронения важного военачальника или
сановника, с кинжалом в ножнах, отделанных золотом. На них древний
мастер изобразил головы баранов и хищника, атакующего оленя. По краю
ножен располагались священные знаки — кресты с загнутыми концами,
повернутыми вправо (в памятниках Кеша — вправо и влево), которые
историк, палеонтолог и писатель-фантаст И.А.Ефремов в своем романе
«Таис Афинская» назвал старинным русским словом «посолонь». А в санскрите, языке древних
индоариев Индии, языке священных гимнов «Ригведы» и эпических сказаний
«Махабхараты», у этого знака есть другое, более известное всем название
— свастика.
СВЕТ И СВЯТОСТЬ, ПОЖЕЛАНИЕ ДОБРА
В санскритском свасти первая часть переводится как «благополучие,
удача, светлое бытие». А вторая — древнейший глагол асти («быть»),
имеющий аналоги во многих индоевропейских языках: is в английском и ist
в немецком, есть/ есмь в русском, esse в латыни — евангельское «Esse
Homo (Се Человек)»; eihai в греческом, от которого происходит
составляющая онто- в словах онтология («изучение сущности, бытия») и
онтогенез («образование сущности, организма»), и т.д.
Таким образом, древнее санскритское свасти означало «суть, сущность
вещей», «свет и святость», являлось символом жизни, света небесного и
света Божественной Истины. Индуисты и буддисты Индии, Китая и Японии с
помощью этого знака приветствовали друг друга и желали благополучия.
В Древней Индии свастика была символом не только Солнца, но и Ганеши —
бога знания, которого изображают в виде человека с головой мудрого
слона. Имени этого индийского бога родственны такие греческие слова,
как гнозис, прогноз, диагноз, Нус (Вселенский Разум в учениях
древнегреческих философов), ноосфера В.И.Вернадского, английское
knowledge и русское знание.
Древнейший знак — крест с загнутыми концами — также рассматривался в
Индии и как символ плодородия. В его перекрестии устанавливался фаллос:
земное благополучие невозможно без плодородия, нуждающегося в
животворящих солнечных лучах и водных потоках.
Источник: журнал "Наука и Религия" |